В Верхневолжье приходит большой балет | Людмила Титова: Нужно почувствовать уверенность в себе

 

В 24 года она стала главным репетитором в московском Русском балетном театре «Корона русского балета», через несколько лет – хореографом, ведущей солисткой и генеральным директором этой известной труппы. Иностранные рецензенты называют ее «балериной и педагогом мирового уровня».
Людмила Титова успешно совмещает творчество, административную и общественную деятельность, но признается, что в сутках слишком мало времени, чтобы успеть сделать еще больше. Один из проектов, который она инициировала, совсем скоро получит развитие в Верхневолжье. Это Всероссийский фестиваль балета «Юные таланты России». Его программа подразумевает, что вместе с известными артистами знаменитый балет Сергея Прокофьева «Золушка» будут танцевать одаренные дети тверского края. В областном центре спектакль покажут 13 ноября на сцене театра драмы. В орбиту фестиваля вошли также Вышний Волочек и Ржев. Об особенностях проекта, о своем творчестве и балете вообще Людмила Титова рассказала в эксклюзивном интервью «ТЖ».

– Людмила, как возникла идея привлекать к участию в профессиональных спектаклях детей?

– Мысль об этом появилась в 2011 году, когда вместе с Анатолием Емельяновым, с которым я тогда работала, мы начали ставить балетные номера для талантливых ребятишек. За два года объездили около 30 городов, в том числе Владимир, Смоленск, Калугу, Тверь и другие, и везде с нами на сцену выходили юные танцоры. Затем наступил некоторый перерыв – вместе с труппой «Корона русского балета» я много гастролировали за границей, где балет очень популярен и востребован. А почему в нашей стране по-другому? Почему люди не приходят на спектакли? Задумавшись над этим фактом, я вспомнила, что вместе с детьми нам удалось очень много сделать, и решила возродить социально-образовательный проект.

– В чем его особенность?

– Я исходила из опыта великого педагога и балерины Софьи Головкиной, ныне, к огромному сожалению, покойной. Она приезжала в малые города, смотрела талантливых детей и из самых способных делала настоящих звезд Большого театра. Это одна из моих целей – выявить одаренных детишек, привлечь их к участию в спектаклях и мастер-классах педагогов ГИТИСа, Академии хореографии, Большого театра и молодых артистов. Последнее особенно важно, поскольку для юных танцоров они станут хорошим примером того, каких высот можно достичь в искусстве. Это позволит нам поднять не только уровень ребят, но и повысить квалификацию их преподавателей. Другая цель – просветительская. Как я уже сказала, люди перестали ходить на балетные спектакли, не знают, в чем прелесть этого вида искусства, не знают великих хореографов, композиторов. Поэтому со временем мы планируем показать в областных и районных центрах весь классический репертуар нашего театра: «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот». В каждом из них будут специально поставлены хореографические номера для воспитанников балетных школ и школ искусств.

Показывая «Золушку» Сергея Прокофьева, мы напоминаем всем, какие гениальные авторы писали музыку к балетам, тем самым решая и задачу патриотического воспитания подрастающего поколения: балет всегда был визитной карточкой нашей страны, так же как достижения в космонавтике и спорте. Мы, я в этом уверена, должны жить с ощущением и знанием того, что у нас есть великие хореографические постановки, великие художники, которые могут придумать потрясающие декорации и костюмы, великие артисты, танцующие огромный репертуар. Талантливые дети, если постоянно говорить им, что они талантливы, почувствуют уверенность в себе и, нет сомнения, продолжат высокую линию, заданную предшественниками — Мариусом Петипа, который приехал в Россию из Франции и стал отцом классического русского балета, Сергеем Дягилевым, познакомившим Европу с русским балетом и русскими художниками, и многими другими.

– С вами невозможно не согласиться, это ребята должны слышать каждый день.

– Иначе нельзя. Я объездила полмира. Допустим, в Германии почти в каждом маленьком городке есть своя профессиональная балетная труппа. Почему у нас такого нет? Мы обладаем сильнейшей школой, но в Академии хореографического искусства в этом году недобор мальчиков… В Твери, в Детской школе искусств № 1 имени М.П. Мусоргского, прекрасный балетный класс, о котором многие мечтают. Здесь есть все, чтобы создать хореографическое училище, и к этому мы, как я надеюсь, в итоге должны прийти – к открытию профильных академий в Твери, Владимире, Смоленске. У Тверского театра драмы, где мы будем показывать «Золушку», есть все предпосылки стать хореографическим центром области, куда потянутся таланты из районов.

– Не возникнет ли кадровая проблема?

– В моей труппе работает Галина Ахметова, профессиональная артистка, солистка театра, которая может стать директором, а ее муж, ведущий солист «Короны русского балета», – взять на себя художественную часть. Сейчас есть возможность привезти профессиональных педагогов, которые бы помогали коллегам на местах, в любой город, так что это не проблема. Моя мечта – открыть несколько балетных школ для детей. Вспоминая свой путь, понимаю: было очень трудно. Когда я поступала, конкурс был 100 человек на место! Но, несмотря на все сложности, я счастлива.

– Может быть, у детей, проявляющих способности к танцу, не хватает мотивации?

– Мы, взрослые, родители, педагоги, артисты балета, должны привить им любовь к этому искусству в самом раннем возрасте, тогда вопрос о мотивации даже не возникнет.

– Какие регионы участвуют в вашем проекте?

– Пока это только Центральная Россия. В Тверской области я встретила понимание и поддержку и руководителя областного комитета по делам культуры Елены Гулько, и заведующих органами управления культурой в муниципалитетах. 27 октября в драматическом театре Вышнего Волочка мы дважды покажем «Золушку». До этого, 24 октября, наш театр приедет в Ржев, где будет представлен «Кармен. Гала-концерт».

– Чем объясняется выбор репертуара?

– В основном мы везде танцуем «Золушку», и только в Ржев нас попросили привезти «Кармен». Мы пошли навстречу. Балет Прокофьева, мне кажется, ближе детям. В спектакле замечательные декорации, костюмы, это просто очень красивая, эффектная история, которая рассказывается языком балета.

– Людмила, а как вы пришли к этому искусству?

– В гимназии ходила в балетный кружок, в 10 лет поступила в Академию хореографии в Москве, в которой началось мое счастье. Я работала в Кремлевском балете, в труппе Виктора Смирнова-Голованова, где получила большой опыт. Сейчас я солистка и генеральный директор театра «Корона русского балета», где станцевала ведущие партии. Мой проект развивается на базе нашего театра при поддержке его художественного руководителя Анны Гроголь-Алексидзе, которой я безмерно благодарна.

– Какой из спектаклей вам наиболее близок?

– Каждая постановка – это новый виток творчества. Наверное, самый любимый балет – «Лебединое озеро», я чувствую его, он созвучен моему внутреннему миру. В «Ромео и Джульетте» необходимо особое внутреннее состояние, потому что, если ты поведешь не ту линию, спектакль не получится. Да, зрители отреагируют, но уже не встанут на поклоне. А важно, чтобы человек, уйдя из театра, помнил об артисте. Джульетта – человек очень тонкой натуры. Выходя на сцену, я каждый раз настраиваюсь на свойственный ей романтизм и лиризм.

– Какими качествами должен обладать артист балета?

– Об этом сказано в русской пословице: терпение и труд все перетрут. Вот главные качества. А еще нужно уметь ждать и превозмогать себя.
Досье «ТЖ»

Людмила Титова, ведущая солистка Русского балетного театра «Корона русского балета», генеральный директор, хореограф-постановщик. Выпускница Московской государственной академии хореографии, Московского университета культуры и искусства. В ее репертуар входит множество классических и современных балетов. Исполнительница ведущих партий: Одетта, Одиллия («Лебединое озеро»), Кармен («Кармен»), Золушка («Золушка»). Среди сольных партий: Фея Сирени и принцесса («Спящая красавица»), Па де труа Невесты («Лебединое озеро»), Крестная мама («Золушка»), восточный и французский танец («Щелкунчик») и многие другие. Также она исполняет партии, требующие большой эмоциональности и гротеска: Мерседес и цыганский танец («Дон Кихот»), Мачеха («Золушка»). Гастролировала в Англии, Германии, Испании, Италии, Франции, Бразилии, Мексике, Ирландии, Китае, Польше, Турции, Бельгии и других странах.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО

Оригинал статьи

 

Следующий пост: